Наш ребенок – наше все. Это выражение подтверждается в каждой мелочи. Особенно болезненным для каждого родителя являются проблемы со здоровьем у своего чада. На сегодня статистика детей с нарушениями зрения неутешительна. Однако близорукость, астигматизм – это далеко не приговор нормальному развитию малыша.
Для многих родителей слово «спецучреждение» — страшный сон. Поэтому детские сады для детей с проблемами зрения называют садами компенсирующего вида. В этих учреждениях есть специализированные группы, которые помогают деткам развиваться полноценно с учетом их особенностей. Бояться такого сада не стоит, главное – правильный диагноз и правильно выбранная группа. Нельзя ребенка, например, с полным отсутствием зрения помещать в одну группу со слабовидящим ребенком. Там используются совершенно разные методики образования и другие материалы.
Проблема с детским садом – это, как ни странно, серьезный момент для каждого родителя, потому что особенно в мегаполисах сады переполнены, и устроить малыша достаточно трудно. В некоторых случаях родители становятся в очередь после рождения ребенка.
Конечно, это касается и Москвы. В столице тысячи детских садов, однако компенсирующих среди них не так много. А с особенностями города, садик также надо выбирать по нескольким параметрам.
Что же делать, если офтальмолог все-таки отправил ребенка в особую группу? Главное – постараться держать себя в руках и оставить предрассудки, которые достаточно часто сопровождают матерей.
Далее не лишним будет просмотреть и выбрать необходимые учреждения в своем округе, после чего просмотреть о каждом информацию, а еще лучше – почитать отзывы. Москва – многомиллионный мегаполис, поэтому по каждому детскому саду обязательно найдется с десяток отзывов.
Важно подбирать садик по следующим параметрам относительно ребенка:
- с группой, конкретно соответствующей диагнозу малыша;
- сад с необходимым оборудованием (если предписаны определенные процедуры — тем более);
- с аналогичной возрастной группой (это очень важный момент, если разница в возрасте у маленьких детей до 5 лет больше 2-х лет, то в одной группе будет очень большое расхождение в усвоении материала, что может сказаться на психике ребенка и его восприятии себя в социальном общении);
- сад, в котором специализированный персонал. Это также очень важно. В принципе, в Москве практически во всех садах персонал подготовлен.
Выбор же относительно родительских параметров можно делать исходя из:
- Удаленности сада (лучше всего выбирать учреждение по пути или рядом с домом, или с работой). Не всегда трафик в Москве позволяет быть в нужное время, поэтому лучше подыскивать сад рядом, чтобы ребенку не пришлось долго ждать.
- Вида учреждения: сад может быть государственным либо частным. В принципе, разница, как правило, состоит в условиях пребывания малышей и стоимости ежемесячной оплаты (взноса). Поэтому лучше всего после того, как просмотрены отзывы, посетить наиболее понравившиеся и подходящие учреждения, а не выбирать исключительно по фото.
- Наличие в саду дополнительных опций (например, бассейна, спортзала и т.п.). Для детей со слабым зрением дополнительные развивающие процедуры могут быть не лишними (если они не запрещаются лечащим врачом).
- Условия пребывания ребенка. Практически в каждом саду одинаковый режим, но есть определенные особенности, присущие конкретным садам. Обычно об этом могут сказать отзывы других родителей либо сами работники сада.
- График и особенности работы. Это также важно, потому что есть учреждения с более продолжительной работой, что очень важно при относительной удаленности от дома (работы).
Еще одним важным моментом являются рекомендации врача. Например, сам офтальмолог может посоветовать определенный сад, потому что за некоторыми специалистами закрепляются определенные группы. Если в конкретном случае окажется, что участковый офтальмолог «ведет» группу, которая по основным параметрам подходит малышу, то это будет большая удача. Ребенку психологически также будет легче.
Заболевания зрения у детей
Существует определенный список заболеваний, по которым ребенка могут принять в специализированный детский сад, направленный на коррекцию офтальмологических нарушений:
- катаракта – помутнение хрусталика;
- косоглазие – нарушение расположения глазного яблока в глазнице, вследствие чего может снижаться функция одного или обоих глаз;
- миопия – снижение функции зрения, когда ребенок хорошо видит вблизи, но плохо вдалеке;
- астигматизм – нарушение параметров глазного яблока, из-за которых пациент неправильно воспринимает форму окружающих объектов, дополнительно снижается функция зрения;
- патологии сетчатки, зрительного нерва (повреждение, отслоение, нарушение развития, разрыв);
- помутнение преломляющих сред.
Такие заболевания могут быть врожденными или приобретенными. К какой именно разновидности относится эта болезнь, неважно. У ребенка резко снижается функция зрения и способность распознавать окружающие предметы. Поэтому ему необходимо ежедневное лечение, которое существует в специализированных детских садах.
Суть и базовые принципы
Становление зрения у любого человека происходит с момента рождения ребенка и до достижения им 8-10 л. Дети, имеющие нарушения зрения, в период раннего развития требуют особого отношения.
Преимущество программы Плаксиной — обучение в легкой игровой форме
При стандартном подходе к обучению таких детей уже к 4-6 г диагностируются рецидивы глазных болезней, а также ухудшение уровня зрения, поэтому так важно бывает проводить адаптационную работу с раннего возраста (1,5-3 г).
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения заключается в перестроении учебно-воспитательного процесса с целью:
- создания щадящих условий для зрения ребенка;
- всестороннего развития ребенка с нарушением зрения;
- систематической коррекции уровня зрения с целью его сохранения или улучшения.
Суть программы заключается в том, что весь объем информации дробится и подается в облегченной, игровой форме. При этом ребенок развивается всесторонне, включая обязательное физическое воспитание и лечебную гимнастику. Весь педагогический и образовательный процесс прописывается с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения.
Доктор психологических наук и педагог Плаксина Любовь Ивановна (крайняя слева) разработала коррекционную программу для детей с нарушением зрения
Подобная методика была разработана в 1995 г. доктором психологических наук и педагогом Плаксиной Любовь Ивановной, которая предложила разделить процесс обучения и перестроить его с учетом особенностей детей, имеющих нарушение зрения.
Вся программа построена на психологических методах и делиться на детсадовскую, в которой детей учат:
- правильно говорить и логически мыслить;
- знать элементарные математические основы;
- иметь представления об окружающем мире;
- на начальном уровне рисовать, лепить и клеить аппликации;
- знать основы труда и физически развиваться;
- уметь играть в игры.
Все стороны развития ребенка прорабатываются с учетом каждого года обучения и включают множество упражнений и теоретических знаний.
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения: 1 этап предусматривает изучение цвета и форм
Параллельно с образовательными процессами с ребенком проводят работу, которая в основном включает коррекцию зрения в несколько этапов:
- на 1 этапе дети изучают основы формы, цвета;
- 2 этап закладывает основы анализа характеристик предметов, их особенностей;
- на 3 этапе дети обучаются классификации и целенаправленному использованию зрения;
- на 4 этапе всю полученную информацию закрепляют, улучшают время реакции и ориентировку в пространстве.
Вместе с коррекцией зрения идет работа по:
- устранению нарушений речи;
- развитию мелкой моторики;
- социально-бытовому обучению;
- занятиям ритмикой и лечебной физкультурой;
- правильной ориентировке в пространстве.
Общее количество представленных в программе упражнений более 1000 шт., поэтому их с легкостью можно отбирать и корректировать с учетом индивидуальных особенностей группы.
Данная программа с успехом была опробована в узкоспециальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения и показала оптимальные результаты, поэтому широко применяется и на сегодняшний день.
Дети не только получали основы знаний, но и учились пользоваться имеющимся уровнем зрения, другими ощущениями и основами анализа. В результате систематического проведения коррекционных упражнений зоркость улучшалась значительно, а здоровье глаз сохранялось на высоком уровне.
Отличия специализированного детского сада от стандартного
В специализированных детских садах проходит индивидуальная программа обучения для детей, у которых снижена функция зрения. Ежедневно для них проводят занятия по улучшению качества слуха и зрения.
Воспитатели в таких садах должны ежедневно разрабатывать различные подвижные игры, с помощью которых будет стимулироваться функция зрения, а также корректироваться нарушение координации в пространстве.
В специализированных садах находятся игрушки, которые лишены острых краев, так как ребенок со сниженным зрением может не разглядеть их параметры. Такие игрушки должны быть крупными, чтобы все смогли рассмотреть и выбрать их.
Сады оснащены специализированным офтальмологическим оборудованием, при помощи которого можно ежедневно проходить необходимые оздоровительные процедуры, что не всегда могут позволить себе родители в домашних условиях. Например, в них может находиться синоптофор, который может стимулировать работу глазодвигательных мышц, чтобы устранить косоглазие.
В специализированных детских садах содержатся небольшие группы. Максимально в группы набирают 15 человек, не более. В обычных садах находится от 30 человек.
Особенность развития и обучения для детей
Маленькие дети которые не видят, ведут знакомство с миром в большинстве случаев через слух, и осязание. Из за этого их представление о мире отличается, от детей которые видят. В отличии от зрячих детей, незрячим приходится распознавать все по звуку, из-за этого один с самых главных аспектов воспитания, является акцентирование внимания на звуках. Для таких детей, участие врачей специалистов нужная часть воспитания. Детям с проблемами зрения без помощи логопеда обойтись сложно, так как ребёнок в большинстве случаев не способен понимать слова, тем более если он не видит реальные объекты.
Для таких детей нужны подвижные игры, которые будут стимулировать зрение, развития правильного движения связанного с координацией, а самое главное обучение нужным навыкам. Все эти рекомендации можно получить у врача-офтальмолога, который подскажет какие именно игры и упражнения подойдут ребёнку. Таким образом вы с большой вероятностью получите успех.
Вам может быть интересно Закапывание капель в глаза детям: советы родителям
— Научите ребенка правильной ориентации и координации. Желательно повторять упражнение и действия несколько раз, до тех пор пока не дойдёте до автоматизма.
— Покупайте игрушки не такие как для обычных детей, а берите больших размеров, что бы можно было хорошо прощупать, и не поранится. Ведь для таких детей главное трогать все на ощупь, и узнавать новое.
— Не покупайте игрушки с мелкими и очень острыми деталями, что бы ребёнок не поранил себя. Ведь мы можем все видеть, а они нет.
— Обязательно обучайте правильной ориентации в пространстве, для этого выполняйте определенные задания, и упражнения. Важно при этом объяснять ребенку что он делает и зачем.
Выбор детского сада для детей с нарушением зрения
При выборе детского сада для ребенка, у которого нарушена функция зрения, родителям необходимо придерживаться следующих пунктов:
- наличие минимального количества детей в группе;
- удаленность от дома, не каждый человек сможет доставить ребенка на другой конец города, а затем поехать на работу;
- индивидуальный подход, занятия с ребенком, распорядок дня;
- качество питания, так как детям с нарушением функции зрения необходимо получать все питательные вещества, которые будут стимулировать метаболизм и регенерацию тканей не только глаз, но и всего организма в целом;
- оснащенность специализированной аппаратурой, например, если у ребенка наблюдается косоглазие, в учреждении обязательно должны содержаться устройства, которые будут стимулировать работу глазодвигательных мышц;
- наличие медицинских сотрудников, которые должны ежедневно осматривать детей на предмет вирусных и инфекционных заболеваний, проводят ежедневные процедуры;
- наличие физиотерапевтического оборудования, которое стимулирует работу органов зрения, улучшает качество поступления крови к тканям и скорость метаболизма;
- наличие специализированного оборудования, которым можно не только лечить, но и проверять функцию зрения в процессе терапии;
- профессионализм сотрудников, которые постоянно будут окружать ребенка.
Список детских клиник
Название центра | Рейтинг | Плюсы | Уровень цен |
Клиника Элит Плюс | 4,5 | Безоперационное восстановление зрения с использованием ОК-линз и аппаратной терапии | Первичное обследование — от 3500 руб. |
МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н.Федорова | 4,8 | Проведение сложных операций, прием детей с полугода | от 14000 руб. |
ФГБУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России | 4,7 | Современные методики лечения и использование высокоточного оборудования | от 10000 руб. |
Московская глазная клиника | 4,8 | Высокая скорость обследования, квалифицированный персонал | от 26000 руб. |
Клиники детской офтальмологии «Эксимер KIDS» | 4,8 | Новейшая техника и квалифицированные персонал | от 20000 руб. |
Центр восстановления зрения при ГУ НИИ глазных болезней РАМН | 4,7 | Опытные врачи и лазер нового поколения | от 20000 руб. |
Детские глазные клиники «Ясный взор» | 4,5 | Собственные методики лечения заболеваний зрительного аппарата | от 19000 руб. |
Клиника «Семейный доктор» | 4,5 | Выезд доктора на дом | от 20000 руб. |
«Глазная клиника доктора Беликовой» | 4,6 | Современные методики лазерной коррекции зрения | от 20000 руб. |
Офтальмологическое учреждение «Окомед» | 4,6 | Опытные офтальмологи и высокоточная техника | от 20000 руб. |
Остановить прогрессирующие глазные заболевания у детей можно с помощью прогрессивной аппаратной терапии и ортокератологии (ночные ок линзы). Использование ОК-линз помогает остановить развитие миопии и дальнозоркости и полностью восстановить зрительную функцию.
Адаптация поведения детей с патологиями зрения
Абсолютно все дети при попадании в детский сад проходят адаптационный период. Он может наблюдаться от нескольких дней до месяца. В это время ребенок становится плаксивым, часто не отходит от родителей. По утрам он может сильно плакать, не хотеть идти в детский сад, даже если ему там нравится.
Именно поэтому необходимо приучать ребенка посещать детский сад постепенно. Начинают посещение от 1 до 2 часов. Постепенно это время увеличивают. Не все дети сразу могут оставаться на сон в учреждении. Для них это является сильным стрессом. Необходимо дождаться, когда ребенку понравится посещать садик, только затем оставлять его там спать.
При начальном посещении сада рекомендуется кормить ребенка с утра завтраком, так как многие дети отказываются от еды из-за сильного стресса. В последствии можно не давать ребенку завтрак с утра, если он сам захочет есть вместе с другими детьми.
Адаптационный период также зависит от поведения родителей. Они должны быть сдержанными, не ругать ребенка, если он сильно плачет. Необходимо проводить с ним как можно больше времени, чтобы он понимал, что его любят.
Для детей, которые только начали проходить адаптационный период лечебных манипуляций не проводят. Это связано с тем, что ребенок может испугаться, начать сильно плакать вплоть до истерики, если без участия родителей начнутся какие-либо лечебные действия. Поэтому рекомендуется соглашаться на проведение лечения только через 6 месяцев после начала хождения в садик.
Если адаптационный период прошел успешно, ребенок постепенно перестает плакать по утрам. Ему начинает нравиться общаться с другими детьми. Наиболее благоприятным возрастом является 3,5-4 года. Именно в этом возрасте у детей образует коммуникабельность, их интересуют окружающие люди.
Навоян Марануш Меружановна
Детский офтальмолог.
Это может быть интересно
- Ветряная оспа
- Ожирение у детей
- Профилактика рахита
- Профилактика гриппа
- Железодефицитная анемия
Мнения о методике врачей и родителей
Большинство специалистов сходятся во мнении, что коррекционная программа Плаксиной Л.И. дает существенные результаты и помогает улучшить состояние ребенка. Родители сходятся во мнении, что программа помогает детям научиться пользоваться имеющимися возможностями зрения оптимально, что закладывает основы для дальнейшего развития.
Уникальная программа способствует социальной адаптации ребенка и обучает его игре. В садах, работающих по программе с коррекцией зрения, создаются группы детей, имеющих схожие нарушения зрения. Объединение по общему признаку дает комфортную среду для обучения ребенка.
Врачи настоятельно рекомендуют детям с существенными нарушения зрения пройти образовательную программу до школы по программе Плаксиной, которая создает самые щадящие условия для зрения одновременно давая нужный объем образования и воспитания каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.
Программа для каждого детского сада и группы разрабатывается заново на основе общей системы, поэтому родители сходятся во мнении об индивидуальном подходе к обучению.
Отдельные семьи отмечают интенсивность занятий при относительно небольшой нагрузке, что бывает не совсем удобно. Но в целом все сходятся во мнении о высокой эффективности коррекционной программы Плаксиной, созданной для детей, имеющих нарушения зрения.
Описание
- косоглазие
- амблиопия
- астигматизм
- миопия
- птоз
- гиперметропия
- парез
— Нарушения опорно-двигательного аппарата
- сколиоз
- врождённые: вывихи, подвывихи, кривошея, косолапость
- различные виды нарушения осанки
- деформация верхних и нижних конечностей
В саду функционирует 10 групп, которые подразделяются на две параллели:
- 5 групп от 2-х до 7-ми лет для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 5 групп от 2-х до 7-ми лет для детей с нарушением зрения.
Открыта группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», Лекотека.
Работает консультативный пункт.