Оргазм и беременность
У женщины оргазм никак не связан с ее основной биологической ролью — продолжением рода, в отличие, скажем, от мужчины, у которого оргазмическое наслаждение совпадает с моментом оплодотворения.
В чем причина?
Корни проблемы Ллойд видит во внутриутробном развитии плода. Как известно, до определенного момента эмбрионы не различаются по полу, даже нервные окончания в областях гениталий у всех закладываются одинаковые. А вот затем, по мнению доктора Ллойд, мужчины идут дальше: происходит формирование единого механизма, отвечающего за оплодотворение — то есть оргазм происходит только во время выброса спермы и никак иначе.
Женщинам же «оснащение», необходимое для получения оргазма, дается в виде своеобразного бонуса, как некий побочный продукт, оставшийся от фундамента для строительства мужской половой системы. Соответственно, с точки зрения эволюции, оргазмические переживания женщины являются артефактом. Скорее, «средством для забавы», как выразилась Ллойд.
В своей книге она приводит еще множество аргументов, развенчивая 20 основных теорий женского оргазма, имеющихся на настоящий момент. По мнению Ллойд, все они ошибочны. Единственной достойной внимания теорией она считает точку зрения профессора-антрополога Доналда Саймонса, которую он высказал еще в 1979 году. Именно из теории Саймонса и взяла Ллойд свой основной аргумент: различие во внутриутробном развитии.
Женская эякуляция
Женской эякуляцией называют спецэффект, который может происходить как от наружной стимуляции клитора, так и от проникающего секса — истечение жидкости из парауретральных желез, расположенных возле уретры. Способ воздействия для достижения такого эффекта может быть любым: как инвазивным, так и неинвазивным. Иногда эякуляция происходит во время оргазма, иногда — перед ним, так что некоторые женщины разделяют оргазм и сквиртинг на два разных вида ощущений.
Многие авторы отдельно рассматривают эякуляцию (выделение небольшого количества белой жидкости) и сквиртинг — струйный выброс прозрачного жидкого секрета, объем которого может достигать нескольких миллилитров.
Относительная неизученность женских «мокрых оргазмов», наличие противоречивых точек зрения даже в науке и общая некомпетентность в этом вопросе — во многом результат того, что видимость женской эякуляции до недавних пор была очень низкой, а само явление считали мифическим. Тем не менее исторически оно было прекрасно известно и отражено во многих трактатах.
В древней восточной традиции женскую эякуляцию всегда очень уважали. Индийские свидетельства о ней насчитывают тысячелетия и встречаются как в «Камасутре», так и в «Кокошастре», написанной брахманским мудрецом Кокколой: «В вульве находится похожая на пенис трубка, „качели для пути к божественной любви“. Если потревожить ее двумя пальцами, то произойдет выброс некоторого количества воды сладострастия». В тантре женский эякулят называют «амрита», «божественный нектар», а взаимодействие с женскими соками до сих пор воспринимают как способ причаститься к энергии Шакти, женского аспекта божества.
Индийский медик Сушрута полагал, что от «женского семени» можно зачать в ходе лесбийского секса, но такому ребенку не повезет:
«Если женщина решится на совокупление с женщиной, с обеих сторон будет происходить выброс, в результате этого возникнет бескостное существо».
Десятая книга трактата Аристотеля «История животных» посвящена условиям для благополучного зачатия у людей, а заодно дает описание женской половой системы и эякулята:
«Путь, по которому идет [семя] у женщин, таков: они имеют стебель, так же как мужчины — половой член, только находящийся в теле. От этого стебля происходит выбрасывание семени».
По его словам, женщина «изливает плодоносную влагу», объем которой далеко превышает количество спермы, а гарантией благополучного зачатия является одновременный выброс.
Судя по всему, именно из-за идеи о том, что в жидкостях обоих полов есть половые клетки, одновременному оргазму партнеров всегда придавалось большое значение.
Позиция Аристотеля по этому поводу разнится. В остальных трактатах он пишет, что женщина может только принимать семена.
Другие авторы, например Гиппократ и Гален, считали, что женский эякулят содержит семя и участвует в оплодотворении, пневматически втягиваясь потом в женское тело. Правда, Гален еще и разделял женские истечения на те, что несут в себе семена, и те, которые работают только в качестве смазки. Жидкости, по его мнению, продуцирует «женская простата» — так Гален предвосхитил открытие желез Скина. Сотни лет спустя Александр Скин опубликовал статью о «двух важных железах женского мочеиспускательного канала», указав на два дополнительных мини-канала, расположенных по обе стороны от уретры. О сексе в этой связи он ничего не писал — его интересовали возможные воспалительные заболевания парауретральных желез.
Описания обильных женских жидкостей встречаются в европейских научных сочинениях и порнографической литературе.
Анатом Ренье де Грааф вторил Галену в описании женской простаты, а маркиз де Сад, который, вероятно, понимал о чем говорит, регулярно упоминает либертинок, которые «изливаются так, что позавидовал бы и мужчина», «извергаются, как батарея мортир», и т. д.
Зная о жидкости, которая может появляться из женского тела, с ее застоем связывали различные заболевания, от которых было принято лечить женщин: истерию, нимфоманию, эпилепсию и меланхолию. Так что некоторые врачи не стеснялись помочь пациенткам мануально, чтобы избавить их от лишних «генитальных соков», а вопрос всё сильнее медикализировался.
К XIX веку женскую эякуляцию постигла та же судьба, что и эрекцию клитора — эти проявления воспринимались уже как симптомы безнравственности или болезни, либо вовсе отрицались. Крафт-Эббинг считал женскую эякуляцию извращением полового чувства, в истории болезни одной девушки перечисляя ее через запятую с куннилингусом и лесбиянством. Австрийский психиатр Альфред Адлер также был уверен, что «у непорочных, благочестивых женщин поллюций не случается». Что самое забавное, Адлер лично наблюдал эякуляцию пациентки, но не смог объяснить процесс и просто не поверил увиденному. Старинные тексты не убеждали ученых: струйный оргазм упоминался там рядом с историями про псиглавцев и гомункулов.
В ХХ веке для исследования вопроса много сделал Эрнст Графенберг — тот самый, который открыл так называемую точку G. Он разделил на два разных процесса секрецию бартолиниевых желез и резкий выброс жидкости.
Только в 1980-х годах в публикации The Journal of Sex Research Беверли Уиппл и Джон Перри рассказали об исследовании, в ходе которого удалось заснять струйный оргазм испытуемой. Когда сомневаться в реальности явления больше было нельзя, стали обсуждать происхождение секрета.
В 1979 году американский врач Дезмонд Хет послал документацию экспериментов в журнал о медицинских аспектах сексуальности, ему отказали в публикации, мотивируя это тем, что описанное явление невозможно. Однако в 80-х статья всё-таки была опубликована. Хет заключил, что только женская простата (парауретральные железы или железы Скина) может выделять такое количество жидкости. Того же мнения придерживаются Джоан В. Беннет и Севели из Тулейнского университета в Луизиане.
Распространенным возражением стало то, что никакого эякулята нет, и речь просто о недержании мочи. Врач Аддиего, психолог Перри и секс-терапевт Беверли Уиппл сделали первое биохимическое исследование, составив сравнительные таблицы эякулята и проб мочи. Выяснилось, что секрет желез, который обладает прозрачным цветом и не имеет характерного запаха мочи, содержит незначительные следы мочевины и кератина, а также изрядное количество КФП, кислой фосфатазы простаты, что говорит о связи эякулята с простатическими клетками. Пока ученые не знают, говорит ли наличие кератина и мочевины о частичной утечке из мочевого пузыря или об остатках урины в мочеиспускательном канале, но речь явно не о содержимом мочевого пузыря. Об этих исследованиях сквиртинга и биохимических составах жидкости рассказывает работа Карла Штифтера, который собрал исторический материал и провел собственные лабораторные изыскания.
Неуловимость сквирта обусловлена во многом тем, что только некоторое количество женщин испытывают его. Способность к струйному оргазму может быть обусловлена как физиологическими факторами, так и психологическими.
Интересную гипотезу высказал сексолог Франциско Кабелло, который предположил, что эякулируют все женщины, но большая часть делает это ретроградно — внутрь тела, по направлению к мочевому пузырю.
Неверие в сквирт и его малая изученность могут быть связаны с тем, что этот эффект плохо вписывается в патриархальный символизм, согласно которому женщина может только принимать, но не может ничего извергать. Явная бессмысленность этого спецэффекта (для простого проникающего полового акта такая гиперувлажненность не нужна) бросает вызов устоявшейся репродуктивной модели восприятия сексуальности. Однако, несмотря на уравнивающий потенциал сквиртинга (не только мужчина может сделать камшот или запятнать чужую одежду), некоторые авторы находят проблемным то, что из-за него женская сексуальность будто бы лишается специфичности.
Исследователь викторианской сексуальности и порнографии Стивен Маркус описывает сквиртинг как «проекцию мужской сексуальной фантазии» на женскую и предупреждает об опасности такого отождествления:
«В этой фантазии женщина испытывает оргазмы так же быстро и спонтанно, как и мужчина, и склонна быть готовой для любой сексуальной деятельности. Ее сексуальная потребность так же неистова, как и мужская, если не больше, что следует из представления о том, что она во время оргазма эякулирует».
Жермен Грир в феминистской книге «Женщина-евнух» также называет сквирт «полностью фантастичным».
Однако женская эякуляция действительно может происходить спонтанно и много раз подряд, что подтверждают многие опрошенные Карлом Штифтером. А специфичность человеческой сексуальности выходит за пределы пола и во многом обусловлена личными особенностями: опыт двух разных женщин может быть совершенно разным, как и опыт двух разных мужчин.
Другая точка зрения
Желающих покритиковать новую теорию было достаточно.
- Профессор Джон Олкок из университета штата Аризона заявил, что нерегулярное появление оргазма у женщин не является доказательством его эволюционной нецелесообразности. По мнению Олкока, оргазм дан женщине для того, чтобы выбрать наиболее подходящего для нее мужчину, отца ее будущих детей. То есть женщина как бы проверяет мужчину на генетическую пригодность и индивидуальную совместимость. Довел до оргазма — значит, сможет довести до логического конца дело продолжения рода.
- Теория докторов Робина Бейкера и Марка Беллиса, раскритикованная в книге Ллойд, также не лишена оснований. По их мнению, сокращения мышц малого таза и матки в момент оргазма способствует созданию эффекта «всасывания» сперматозоидов внутрь половых путей. Это подтверждалось и результатами исследований — те женщины, которые испытывали оргазм в промежуток от одной минуты до того, как партнер эякулировал, до 45 минут после того, сохраняли во влагалище и матке значительно больше сперматозоидов. Правда, они еще утверждали, что женщина во время секса с другим мужчиной, помимо постоянного партнера, с гораздо большей вероятностью может испытать оргазм, что, соответственно, увеличит вероятность зачатия. Таким образом, по мнению Бейкера и Беллиса, женщины проводят селекцию генетического материала, выбирая для своего потомства только лучшие гены.
- Не согласна с Ллойд и известнейший антрополог и эволюционный биолог, профессор Калифорнийского университета Сара Блаффер Хрдай, чьи работы по женской репродуктивной роли являются ведущими в мире. Впрочем, это не помешало Элизабет Ллойд разгромить их в своей книге. Хрдай считает, что оргазм — это своеобразное эволюционно выработанное защитное средство женщин для сохранения своего потомства от агрессии мужчин. В своих исследованиях на приматах профессор Хрдай показала, что среди тех видов обезьян, самки которых анатомически не приспособлены для оргазмических переживаний, смертность среди детенышей значительно выше, так как самцы нередко убивают не своих детенышей, расчищая собственным отпрыскам место под солнцем. А среди макак и шимпанзе, самки которых способны испытывать клиторальный оргазм, такая смертность ниже в несколько раз. Объясняется это достаточно простым фактом — для того, чтобы достичь в конце концов оргазма, самка должна спариться с несколькими самцами. В результате, обезьяны-папы остаются в неведении — кто чей ребенок. Аналогичный защитный механизм передался и ближайшим родичам высших обезьян — людям. И на ранних стадиях человеческой эволюции этот фактор играл огромную роль. К тому же, замечает, Хрдай, половой член и клитор в эмбриональном периоде развиваются по-разному, это не прямые аналоги.
Половое воспитание девушки: стыдно мастурбировать и страшно забеременеть
У девушек дело обстоит иначе, и причиной тому не только анатомические особенности, но и наложенные на слабый пол социальные рамки поведения. Снова хотелось бы подчеркнуть, что я буду описывать ситуации, при которых в дальнейшем формируются проблемы с достижением оргазма во время половой жизни. Безусловно, около 25% женщин даже не подозревают, что с оргазмом могут возникать какие-то сложности. Они оргастичны всегда, их либидо на высоте и жизнь прекрасна, но, увы, оставшиеся 75% все же требуют поддержки и помощи.
Итак, механизм удовлетворения полового влечения у девушек до начала половой жизни в основном сконцентрирован вокруг стимуляции клитора, осуществляемой различными способами. Фантазийный ряд может быть довольно размытым, деперсонализированным, ну и главное, подобное занятие считается более постыдным среди девушек, этот факт максимально скрывается от всех и может сопровождаться формированием чувства вины.
Дополнительным бременем на девушек ложится страх беременности. Этот базовый страх традиционно передается матерями своим дочерям в период полового созревания. Мать, наблюдая взросление своей дочери, видя появление у нее интереса к противоположному полу, очевидно, впадает в беспокойство, перетекающее в постоянную тревогу за то, что дочь может «принести в подоле». Это нередко порождает довольно травмирующие для неокрепшей психики способы воспитания. С высокой долей вероятности именно так по отношению к самой этой матери вела себя ее мать.
Таким образом, мать формирует настороженное отношение не только к половому акту, но и к мужчинам в целом, так как сгущение красок, характерное для эмоционального предостережения, грешит обобщениями и преувеличениями. Мужчин в массе могут преподносить как источник агрессивного сексуального внимания, чреватого изнасилованием и/или нежелательной беременностью. Не так часто в нашей культуре можно встретить попытки грамотного сексуального воспитания в семье, где акцент делается не на страхе беременности, а на принципах предохранения от нее.
В результате
По большому счету никакой особой практической значимости теория доктора Ллойд и разгоревшаяся вокруг нее научная дискуссия не имеют. Женщины как испытывали оргазм, так и будут его испытывать дальше — либо самостоятельно доводя себя до этого состояния, либо предоставляя такую возможность мужчине.
Оргазм выполняет одну очень важную функцию: он сближает половых партнеров, создает между ними эмоциональную связь. Следовательно, пары, в которых партнеры дарят друг другу те самые моменты наивысшего наслаждения, являются более стабильными, более устойчивыми. Дети вырастают в более благоприятных условиях. И хотя бы за это на женский оргазм можно повесить огромный ярлык: «Проверено: эволюционно целесообразен».