Хорошее зрение у детей – важный критерий для их развития и нормальной социальной адаптации. Однако в силу таких обстоятельств, как наследственность, хронические заболевания глаз, жизненно важных органов, у многих детей в дошкольном возрасте формируется плохое зрение. Следствием этого бывают проблемы с обучением и социальной адаптацией.
Воспитание и обучение такого ребенка имеют свои особенности. Развитие его бывает медленнее, чем сверстников. Регулярное обследование в дошкольном возрасте, позволяет выявить плохое зрение как можно раньше. В большинстве случаев его можно скорректировать с помощью очков.
Какое зрение у детей считается нормальным
Согласно медицинской статистике, маленькие дети обладают более слабым зрением, по сравнению с взрослыми людьми.
- В первые шесть месяцев жизни зрение у детей несколько дальнозоркое. Он способен видеть большие предметы, которые находятся на небольшом удалении.
- В полтора – три года нормальным зрением у детей считается в пределах 0,6-0,8. Зрачок может уже фокусироваться на предметах.
- В период с трех и до пяти лет зрение у детей становится почти как у взрослых людей. Его норма составляет от 0,8 до 0,9. Однако следует учесть, что у детей в дошкольном возрасте глазные мышцы развиты слабее, поэтому могут проявиться наследственные заболевания. Например, близорукость.
- Норма у 5-7 летних детей практически соответствует показателям взрослых от 0,9 до 1. Ребенок в этом возрасте уже может начинать учиться читать и писать. Однако полностью формируется зрение к 12 годам жизни, когда сформируется глаз.
Причины нарушений
Рассмотрев недуги зрительной системы, стоит узнать какие предпосылки были для их появления. В некоторых случаях показатель не зависит от нас, в других — его можно устранить, чем предотвратить пагубное влияние. Медики называют следующие причины нарушения функций рабочих органов зрения и факторы, повышающие риск заболевания:
- Генетическая предрасположенность. Основная причина возникновения проблем у маленьких детей — наследственность. К тем, у кого в родовом древе были члены семьи с серьезными проблемами, особое внимание с первых дней жизни. Во время взросления офтальмолог уделяет посещению их чаще, как и недоношенных деток, проводя осмотры с более широким диапазоном исследования.
- Травмы, в том числе родовые. Натальные травмы шейного отдела способны спровоцировать острое нарушение зрительных функций. В их число входит и обвитие пуповиной, и другие родовые увечья. Впрочем, малыша в любом возрасте после падения, ушиба, удара спины, шеи и непосредственно глаза лучше отвести к окулисту.
- Чрезмерная нагрузка. Такие переломные моменты в жизни ребенка, как поступление в детский сад и школу, часто являются периодами, опасными для зрения. Ненатренированные слабые глазные органы не справляются со свалившейся на них нагрузкой и острота зрения резко падает.
- Аллергия. Распространенной причиной аллергической реакции является пыльца растений, поражающая чувствительную детскую слизистую оболочку глаза. Также покраснение бывает вызвано зудом и почесыванием, которое маленький ребенок не может контролировать.
- Заметное снижение зрения одного из глаз. Оно бывает связано с некоторыми болезнями или травмами, из-за чего хуже видящий глаз не может активно работать и отклоняется в ту или иную сторону.
- Разница в преломляющей способности двух глаз, когда на глазном дне формируются изображения разной величины. В некоторых обстоятельствах утрачивается способность сливать зрительные образы в единое целое, и глаз, оказавшийся в худших условиях, начинает косить.
- Косоглазие может возникнуть в результате усиленной (из-за дальнозоркости) или ослабленной (из-за близорукости) аккомодации — так называется приспособление глаза к четкому видению предметов, которые находятся от него на разном расстоянии. В первом случае развивается сходящееся косоглазие, во втором — расходящееся.
- К косоглазию могут привести проблемы со стороны центральной нервной системы — воспаления, травмы, опухоли.
Из чего только сделаны…Глаз человека представляет собой почти правильную сферу диаметром около 24 мм. Он состоит из трех оболочек: наружной (фиброзной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчатки). К прозрачным структурам глаза относится хрусталик, стекловидное тело и внутриглазная жидкость. Фиброзная оболочка состоит из непрозрачной части белого цвета — склеры и роговицы — передней, прозрачной части наружной оболочки глаза.
Радужная оболочка, расположенная за роговицей, представляет собой мембрану с отверстием в центре — зрачком. При ярком освещении зрачок суживается, а в темноте — расширяется, чтобы пропустить к сетчатке больше света. За радужкой расположено эластичное плотное образование — хрусталик. Он прозрачен, имеет форму двояковыпуклой линзы и вместе с роговицей, составляет оптическую систему глаза.
Почему у детей возникают проблемы со зрением?
Как и многие заболевания, отклонения в развитии органов зрения связаны с наследственной предрасположенностью. Если у родителей наблюдается миопия, то есть вероятность, что она обнаружится и у ребенка уже в раннем возрасте. Своевременная проверка позволяет выявить отклонения в работе органов зрения у детей, которые можно корректировать.
Дети с нарушением зрения могут иметь следующие патологии.
- Врожденные. Они закладываются еще в период вынашивания ребенка.
- Приобретенные. Данные нарушения могут развиваться на фоне очень быстрого роста глаз.
Проверка часто выявляет нарушения работы органов зрения у детей раннего возраста, у которых имеются следующие проблемы.
- Заболевания сердца и сосудов.
- Нервной системы.
- Тяжелые инфекционные болезни, и прочие патологии.
Диагностика нарушения зрения у детей
Очень важно своевременно выявить нарушения у ребенка. Если у взрослых членов семьи имеется близорукость или дальнозоркость, то это повод для того чтобы насторожиться и понаблюдать за ребенком. Регулярная проверка у врача позволит вовремя выявить отклонения. При необходимости врач выпишет очки. Помогут ребенку и занятия у педагогов, имеющих специальное образование.
Работа врача заключается в использовании при обследование ребенка специальных тестами, таблиц, а также приборов.
Таблица Сивцева используется достаточно часто. Она представляет собой всем известную таблицу с буквами разного размера. В ней 12 строк. Символы постепенно уменьшаются в направление сверху вниз. В том случае, если ребенок различает 10-ю строку, то зрение считается в пределах нормы. Если нет, то врач определяет показатели отклонения. На основании показателей таблицы будут рекомендованы очки с определенными параметрами.
Поскольку маленькие дети чаще всего не умеют читать, при осмотре офтальмолог пользуется таблицей Орловой. Данная таблица очень похожа на таблицу Сивцева, только вместо букв там изображены картинки. Острота зрения ребенка определяется по таблице аналогично первому варианту.
Однако таблица не единственный инструмент офтальмолога, который подбирает очки. Кстати, метод определения остроты зрения, при котором используется таблица, называется визометрия. Помимо этого применяются и другие методы исследования.
Нередко нарушения работы зрения у детей бывают связаны с внутриглазным давлением. Для этого применяется тонометрия. Чаще всего для этого используются электронные приборы.
Доверять обследование и лечение ребенка с подозрением на нарушения зрения следует только специалисту, который имеет высшую категорию.
Таблица окулиста для проверки зрения
«Закройте правый глаз, теперь — левый. Прочтите буквы, на которые я показываю». Перед пациентом – плакат, с начертанными черной краской буквами русского алфавита. Наверное, для большинства людей этот тест кажется забавным, особенно в детском возрасте. Однако проверка зрения по офтальмологической таблице – весьма простой, безболезненный, но в то же время очень результативный тест, позволяющий своевременно диагностировать проблемы со зрением.
Таблицы Сивцева
Таблица Сивцева – именно так называется плакат с буквами, который есть в каждом офтальмологическом кабинете России и стран СНГ. Она названа по имени ученого-офтальмолога Дмитрия Александровича Сивцева.
Тестовая таблица, как известно, представляет собой набор печатных знаков – букв. Всего их семь: Б, И, К, М, Н, Ы, Ш. Они вписаны в двенадцать строк. От верхней строки к нижней буквы уменьшаются.
Слева от строк указывается «визус» — величина, соответствующая остроте зрения. Она обозначается латинской литерой V и выражается в условных единицах. Так, ряд в самом верху соответствует показателю 0,1, нижний – 2,0.
Нормой считается, если человек с пяти метров прочитывает написанное в десятой строчке. Тогда V=1,0 (соответствует 100% зрения). Ученые выяснили, что такой человек зрительно разделяет соседние точки, когда угловое расстояние между ними составляет 1/60 градуса, или 1 угловую минуту. На расстоянии 5 м это 1,45 мм. Такое расстояние разделяет два соседних вертикальных отрезка в литере Ш из десятой строки.
Как проводится проверка?
Исследование, проводимое с помощью таблицы Сивцева, называется визометрия. Тестовое полотно освещают две люминесцентные (дневного света) лампы так, чтобы освещение составляло 700 лк. Нижний край осветительного прибора находится на высоте 120 см от поверхности пола.
Проверяют глаза поочередно, сначала правый, потом левый. Проверяемый глаз открыт, другой прикрывают специальной заслонкой, но веки обоих глаз открыты, голову держат строго прямо. Строки после десятой предназначаются для людей с показателем зрения 150 и 200%. Также эти строки могут использоваться, когда длины кабинета не хватает, чтобы проводить исследование с 5 м. Соответственно вносятся поправки в расчеты.
Визометрия проводится в следующем порядке. Врач 2–3 секунды указывает на знак и просит пациента назвать его. Проверку для взрослых обычно начинают с нижних строк, где самые мелкие символы, постепенно переходя на верхние.
Острота зрения определяется как:
- полная, когда человек правильно назвал все без исключения буквы в ряду;
- неполная (по соответствующему ряду), когда допущены ошибки, при этом их количество ограничено:
Номер строки
Количество ошибок
1-3 | |
4-6 | 1 |
7-10 | 2 |
Когда полученный результат ниже 1,0, говорят о близорукости (миопии), выше 1,0 – о дальнозоркости (гиперметропии).
Нормальное зрение называют эмметропией. Точка ясного видения для такого человека располагается как бы в бесконечности, а бесконечность – это 5 м и больше. Если расположить объект на более коротком расстоянии, то на сетчатке собираются параллельные лучи. Вот по этой причине 5 м считаются оптимальными для визометрии.
Если человек не способен прочесть написанное в самом верхнем ряду, его просят приблизиться к таблице на полметра. Так делают до тех пор, пока проверяемый правильно не назовет все буквы или их большинство. Тогда острота зрения вычисляется по специальной формуле: V = d / D. Здесь за d принимают расстояние, с которого проводится тест, а D — дистанция, с которой строку видят при нормальном зрении (100%, или 1,0) (это константа, она указывается слева от рядов, ее показатели – от 50 до 2,5). Так, если по формуле умножить стандартные для такой проверки 5 м на показатель визус 0,1 первой строки, то получится, что самые крупные фигуры в таблице человек способен увидеть с расстояния 50 м, последнюю – с 2,5 м. Однако если человек не видит знаков первого ряда, предпочитают оптотипы Поляка.
Таблица Головина
Одновременно с таблицей Сивцева обычно используется таблица, названная по имени другого офтальмолога — Сергея Селивановича Головина. Ее он составил из колец Ландольта (кольца, разорванные по одной из сторон), выстроенные в двенадцать строк.
Размер колец определяется так: 7 мм делят на величину V (те же показатели, что и в таблице Головина), соответствующую данной строке. В итоге на первой строке располагаются кольца величиной 70 мм, на нижней – 3,5 мм.
Принцип определения показателя аналогичен предыдущему.
Как проверяют зрение у детей
Далеко не все дети до школы знают алфавит, поэтому для них используют таблицы Орловой или Алейниковой. Стандартные 12 строк состоят из картинок, а не из букв, и нескольких колец Ландольта. Размер фигур определяется по той же формуле, что и величина колец Ландольта для таблицы Головина.
Обследование ребенка имеет свои особенности. Для более достоверного результата врач перед началом процедуры должен объяснить малышу, чего от него хотят, и убедиться, что ребенок способен назвать изображенные фигурки. Для этого его подводят к тестовому полотну и просят сказать, что он там видит.
Дети очень быстро устают, поэтому окулист начинает показывать самые крупные картинки, только по одной из каждого ряда. Лишь когда ребенок не в состоянии дать правильный ответ, ему показывают остальные символы из того же ряда.
Оптотипы Поляка
Они используются, чтобы определить, с какого расстояния человек может прочесть символы первого ряда, то есть, когда острота его зрения ниже показателя 0,1.
Эти оптотипы представляют собой набор кольцевых и трехлинейных знаков. Они составлены так, чтобы по толщине линий и ширине просветов можно было определить остроту зрения в диапазоне от 0,04 до 0,09. Исследование проводится со стандартных 5 м.
Таблица Снеллена
Эта таблица считается наиболее распространенной в мире. Она традиционно получила свое название от офтальмолога, создавшего ее в 1862 году – голландца Херманна Снеллена. Она состоит из прописных латинских букв-оптотипов, которые уменьшаются от одной строки к другой.
Наиболее крупные оптотипы находятся вверху. Человек, имея 100% зрения, свободно распознает знаки в 1–8 рядах. При этом максимальное расстояние, с которого виден верхний ряд — 60 м, последний – с 5 м. Дистанция между таблицей и человеком составляет 6 метров.
Как проводить визометрию самому?
Изготовить таблицу Сивцева можно самому, чтобы при малейших сомнениях проверить зрение. Для этого потребуются три белых матовых листа бумаги формата А4, лазерный принтер, черный маркер, фломастер или тушь, а также скотч, клей.
Вот инструкция по ее созданию.
- Необходимо скачать файлы, расположенные здесь (файлы прилагаются в формате PDF) и распечатать их на бумаге. Важно проследить, чтобы масштаб был 100%. Для более точного результата бумага должна быть чисто-белой, без желтоватого оттенка.
- Часто бывает, что принтер не дает однотонного черного цвета. Тогда пригодится черный маркер или тушь: ними подводят символы, чтобы увеличить контрастность.
- Для соединения распечатанных листов используют клей или скотч.
- Готовую таблицу прикрепляют к стене или другой вертикальной поверхности – это может быть дверь, поверхность шкафа и тому подобное. Высоту нужно рассчитать так, чтобы десятая строка находилась точно на уровне глаз.
Чтобы проверить, нет ли искажений в распечатке, достаточно измерить буквы. Они получаются вписанными в квадрат со стороной 70 м – для первого ряда, 35 мм – для второго, 7 мм – для десятого.
На результат влияет степень освещенности комнаты в зависимости от времени суток и погоды. Для равномерного освещения используют настольную лампу мощностью 40 Вт, лучи которой направляют на таблицу.
Измерив остроту зрения, не стоит тревожиться, если в какой-то день результат будет хуже. Так бывает после стресса или изнурительной работы. Чтобы все вернулось на круги своя, достаточно хорошенько отдохнуть или успокоиться.
Приборы приходят на смену
В последнее время на смену таблицам приходят транспарантные приборы. Тестовый знак изображается не на бумаге, а на молочном стекле. За стеклом размещен источник света. Окулисты используют в своей работе и коллиматорный способ. Тогда буква или знак находится близко, однако благодаря оптическим приборам они видятся в бесконечности. В клиниках теперь можно увидеть и специальные проекторы, особенность которых – хорошая подсветка и четкая, контрастная передача изображения.
Особенности воспитания детей с плохим зрением
Безусловно, плохое зрение у ребенка требует учитывать особенности при подходе к его обучению и воспитанию. Важно правильно организовать занятия с ним. И здесь основная работа по его адаптации и воспитанию должна выполняться именно родителями. С ребенком необходимо общаться, проводить занятия создать атмосферу в доме, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.
Стоит учесть, что у детей с плохим зрением нередко возникают проблемы и с речью, а, следовательно, и с обучением. Отсутствие четкого зрительного восприятия не позволяет им связать картинку со словами. Поэтому здесь будет полезна и помощь в воспитании логопеда. Работа с малышом и занятия у грамотного специалиста поможет и ребенку и родителям. Более того логопед подберет программу развития и составит план занятий именно с учетом особенностей ребенка. В программу занятий и обучения обязательно должны входить упражнения, позволяющие развивать и память и речь.
Не менее важна работа и занятия по развитию навыков, которые позволят научиться ребенку ориентироваться в помещении или на улице. Для большинства детей с плохим зрением эта задача не из легких. Будут полезны занятия, направленные на улучшение зрения, на развитие координации движений.
При этом нужно учитывать, что задача по воспитанию ребенка с проблемным зрением весьма непроста. Здесь потребуется коллективная работа специалистов разной направленности. Это и врачи, и педагоги, и даже психологи.
По мере взросление детей, у которых наблюдаются нарушения работы органов зрения, появляются проблемы психологического характера. Помимо этого могут быть проблемы с обучением и развитием. Чаще всего таких детей определяют в отдельные группы, где ими занимаются не только педагоги, но и врачи.
Заметить проблемы у такого ребенка совсем несложно.
- Во время занятий может наблюдаться плохая координация. Такие дети мало играют в подвижные игры, и поэтому выявляются проблемы развития;
- При общении с взрослыми или сверстниками зрительный контакт или очень ограничен, или отсутствует совсем;
- Помимо этого у ребенка с нарушением зрения могут быть и проблемы с развитием речи. В частности часто наблюдается задержка речевого развития.
Серьезные проблемы со зрением часто являются основанием для перевода такого ребенка на домашнее обучение. Кроме того требуется особенно тщательная работа.
Тесты, выявляющие разрешающую способность глаза детей старше года
Тесты имеющие полоски очень хороши для младенцев до года, правда дети зачастую устают от наблюдения за ними. Тест Cardiff является другим возможным тестом, в котором присутствует уже элемент интереса. Заинтересованность пациента достигается путем применения картинок, составленных из белых и черных линий. «Исчезающие» оптотипы составлены из двух тонких черных линий и одной белой (вдвое тоньше). Если видимые полоски разрешающую способность глаза «превосходят», они «исчезают». В данном тесте применен протокол, сходный с тестами Teller и Keeler: обозреватель о местонахождении «мишени» не знает и судит о локализации ее, наблюдая за взглядом ребенка, хотя его можно и попросить показать на мишень, с целью повышения интереса к тесту.
Cardiff как тест удобен и для совсем маленьких детей, и для детей постарше, и даже для взрослых, имеющих трудности с обучением или общением.
Такие тесты на зрительное предпочтение основаны на глубоких научных исследованиях развития зрительной системы ребенка и доступных данных о нормах зрения для каждого возраста. Они снабжены простыми инструкциями, которые легко выполняются. Конечно, маловероятно, что в большинстве своем оптометристы работают с маленькими детьми до года, но в смотровом кабинете желательно иметь хотя бы тест Cardiff. Если же, оптометрист готов взять дополнительную ответственность, которая налагается при работе с малышами до 2 лет, подобные тесты на зрительное предпочтение, иметь просто необходимо. Кабинеты, не располагающие подобными тестами, адекватно работать с детьми не могут.
Тесты на зрительное предпочтение — это единственный способ сделать оценку остроты зрения маленьких детей, которые еще неспособны назвать объект либо на него указать, поэтому важно понять, что только такие тесты могут служить мерой оценки для разрешающей способности глаза малыша. Правда, они менее эффективны при амблиопии или косоглазии. Кроме того, они не дают полную оценку остроте зрения. Поэтому, стоит признать полезность данных тестов для маленьких детей (включая и младенцев), но иметь в виду означенные ограничения, что делает необходимым по мере взросления пациента переход к более точным способам определения параметров зрительных функций.
Корректировка нарушения зрения у детей
Как уже было сказано выше, большинство нарушений зрения у детей можно корректировать в раннем возрасте. В зависимости от выявленного нарушения врач подбирает тактику и очки для лечения.
Нередко у ребенка выявляется амблиопия, которая также считается дефектом зрения. Это отклонение, когда головной мозг не воспринимает зрительные образы от обоих глаз. В таком случае у ребенка отсутствует бинокулярное зрение. Зачастую данный дефект очень долго остается не выявленным. То есть у ребенка один глаз видит хорошо, а второй плохо. Постепенно развивается косоглазие. Для того чтобы предупредить появление косоглазия амблиопию нужно корректировать.
Причем лечение требуется уже в самом раннем возрасте, пока ребенок мал. Если ситуацию запустить, то ребенок может ослепнуть на один глаз. Для того чтобы восстановить нормальное бинокулярное зрение, нужно проводить занятия для восстановления работы глаза. В таком случае закрывают один глаз на несколько часов. Это позволяет тренировать больной глаз. Нередко выписывают специальные очки.
Особенности детского зрения в разных возрастах
Деткам школьного возраста зрение проверяют по специальной таблице Сивцева. Если ребёнок маленький и ещё не знает букв, то используют таблицу Орловой, на которой изображены разные предметы. Нормой считается показатель, если ребёнок видит 10 строку с расстояния 5 метров каждым глазом.
У детей до двух лет врач проводит инструментальное обследование глазного дна. В результате доктор определяет, есть отклонения от нормы или нет.
В каких случаях выписывают очки для детей
У некоторых детей проверка выявляет дальнозоркость, астигматизм врожденного типа. Особенно часто это бывает у детей, родители которых в детстве имели проблемы со зрением. В такой ситуации требуется серьезная работа с ребенком. Для этого нужно регулярно ходить с ребенком к офтальмологу, а также проводить с ним занятия.
Как правило, некоторые нарушения зрения у детей исчезают самостоятельно. Однако если этого не происходит, то необходимо начинать лечение. Чаще всего для лечения зрения врачи выписывают очки. Подбирать очки также должен врач. Если ребенок маленький, то лучше приобрести очки с пластиковыми линзами. В таком случае существует минимальный риск того, что ребенок получит травму, если очки разобьются.
Экономить на очках не стоит. Приобретать малышу контактные линзы также не нужно. Они подойдут для детей старшего возраста. В большинстве случаев врачи стараются воздержаться от какого-либо лечения на глазах, поскольку зрительный орган еще не полностью сформирован. В большинстве случаев скорректировать зрение помогут очки.
Проверка зрения ребенка дошкольного возраста
Существует достаточно большое количество способов, как проверить зрение ребенку в домашних условиях, если он еще не знает букв. По мнению многих офтальмологов самым эффективным и точным методом является использование таблицы Орловой, в которой вместо привычных букв применяются картинки для проверки зрения у детей.
Таблица Орловой Нажав на картинку можно скачать ее и распечатать
В таблице представлено 12 рядов изображений, при этом верхний ряд имеет самый крупный размер, а каждый последующий — более мелкий. В левой части есть информация о том, на каком расстоянии следует находиться ребенку для получения наиболее точного результата. Справа приведены значения остроты зрения.
Прежде чем приступить к проверке зрения ребенка в возрасте от 3 лет, необходимо обеспечить хорошее освещение в комнате, где будет проводиться тестирование. Таблицу следует распечатать на качественной бумаге и расположить на уровне глаз малыша.
При проверке зрения нужно закрывать 1 глаз, но при этом ребенок не должен щуриться. Есть несколько важных моментов, о которых не следует забывать во время проверки зрения:
- Перед началом проверки нужно убедиться, что малыш понимает суть задания. Для этого нужно попросить его назвать все символы, присутствующие в таблице. Такой подход позволит родителям точно знать, как их ребенок называет каждую картинку.
- Дети во время проверки зрения утомляются значительно раньше, чем их родители. Поэтому, чтобы малыш не потерял интерес к такой процедуре, нужно начинать с верхнего ряда, и просить его назвать по 1 изображению с каждой строки. Если на каком-либо моменте замечена проблема с идентификацией изображения, стоит пройтись по остальным картинкам из того же ряда.
Как помочь ребенку с нарушением зрения
Если наблюдается незначительное нарушение остроты зрения, то лучше начать лечение до того, как ребенок начнет посещать детский сад. В таком случае есть шанс, что в школу ребенок пойдет уже с хорошим зрением. Это позволит облегчить обучение.
Если у ребенка наблюдаются отклонения в работе зрительного органа средней степени тяжести, то помимо физического дискомфорта может развиться комплекс неполноценности. В этом случае ему необходима помощь родителей для нормального развития и обучения. В том случае, если ребенок ходит в обычную группу детского сада, то будет разумным привлечь к такой ситуации и воспитателей, которые будут проводить занятия с ребенком.
Для занятий и лечения таких детей существуют специальные программы обучения. Они несколько отличаются от стандартных. Однако, несмотря на эффективность обучения и занятия, которые помогают адаптировать ребенка с нарушением зрения к обучению в школе, основная роль отводится в развитии ребенка именно родителям. У таких детей хорошо развиты тактильные ощущения и слух.
Очень важно разговаривать с ними и заниматься развитием речи. В качестве помощников для занятия здесь выступают книги. После прочтения сказки рекомендуется предложить пересказать ее. Можно описывать ребенку житейские ситуации, и обсуждать их вместе. Если наблюдаются проблемы со зрением у ребенка, то следует особенно тщательно выбирать детский сад и школу. Заниматься им очень важно!
При серьезной патологии наиболее разумно будет отдать малыша в специализированную школу. В таких заведениях работают специалисты с профильным образованием. Кроме того программа обучения будет адаптирована именно под такого ребенка.
Различия тестов определяющих остроту зрения
Важно, чтобы специалисты хорошо понимали, что представляют собой различия между тестами, применяемыми для исследования остроты зрения детей. Каждый из подобных тестов имеет некий уровень неоднозначности. Самые сложные, эффективные тесты отличаются малым разбросом данных и лучшей повторяемостью, в этом случае, специалист может ожидать идентичных результатов (или близких к идентичным), если тест повторяется при одинаковых условиях.
К сожалению, большинство тестов на определение остроты зрения разработаны таким образом, что их повторяемость неизвестна. Поэтому, определяя уровень зрения левого и правого глаза, специалист не уверен, указывают ли выявленные различия на низкую повторяемость теста либо существуют реальные изменения, требующие дальнейшего изучения, наблюдения и лечения. При доступности сведений о повторяемости, следует применять наиболее сложные тесты, имеющие наилучшую повторяемость. С точки зрения специалистов, эти данные свидетельствуют, что при применении тестов на зрительное предпочтение разница в две карточки становится клинически значимой. Если ребенок готов воспринимать более сложные тесты с буквами либо картинками, оптометристу необходимо контролировать различия в четыре буквы при применении теста logMar либо в одну строку и более, когда используется тест Lea. Согласно логике, различие в остроте зрения между глазами в одну строку или 4 символа, нужно признать значимыми.