Приветствую вас, дорогие читатели моего блога! Сегодня поговорим о том, как сохранить зрение на долгие годы и не испортить его в наш сумасшедший век. Хорошее зрение в наше время – это подарок природы, только поздно мы вспоминаем об этом подарке. Опасные враги для остроты зрительной системы – это долгое пребывание у компьютера или смартфона, неправильный образ жизни и нездоровое питание.
Современные технологии развиваются так быстро, появляются новые и новые электронные устройства. Сейчас мы можем получать информацию различными видами и способами. Это замечательно, но мы получаем сильную нагрузку на глаза, когда просматриваем сайты, пишем статьи, читаем, играем в компьютерные игры и прочее.
Сегодня трудно представить жизнь без компьютера, смартфона, и, конечно, без телевизора. А что делать, как сохранить свои зрячие глазки на долгие годы и не испортить? Офтальмологи уже бьют тревогу, люди катастрофически стали хуже видеть, в странах, где развита электроника (Япония, Китай, Корея) зрение испорчено почти у 50% населения.
Заключение
Как надолго сохранить зрение
Большое количество проведенного времени у экрана плохо влияет на наши глаза. Если не следить за глазами своевременно, то очень скоро они могут потерять свою способность видеть, поэтому надо давать своим глазкам отдыхать.
Просто нужно знать, что существует памятка, как сохранить зрение, и если соблюдать некоторые правила каждый день, то проблем с зрительной системой у вас не возникнет.
- Каждый день спать не менее восьми часов.
- Смотреть телевизор с включенным светом, а не в полной темени.
- Если вечером читаете книгу, то включайте люстру – одной настольной лампы будет мало.
- Если долго сидите у компьютера, делайте небольшие перерывы, давайте отдохнуть зрительному нерву.
- Почаще гуляйте на свежем воздухе, так даете отдыхать глазам.
- Будет хорошо, если бросите курить.
- Кушайте больше продуктов с полезными витаминами А, С, Е.
- Хотя бы один раз в году проверьтесь у окулиста.
Но помимо выполнения этих правил, нужна десятиминутная гимнастика для глаз ежедневно. Остановлюсь подробнее о вреде курения на зрительную систему. Многие люди и не знают, что курение очень вредит нашим глазам.
Тысячи токсинов поражают сосуды глазного яблока, и их закупорка приводит к нарушению органов зрительной системы. Зрительный нерв также находится в зоне поражения. Самый большой вред для глаз наносят именно никотин и цианиды.
Многочисленные исследования ученых доказывают, что зависимость между курением и потерей зрения такая же, как у курения и онкологии легких!
Как беречь зрение владельцам смартфона? Нужно чаще моргать и отрывать от экрана взгляд, хотя бы на 20 секунд. В вечернее время пользоваться смартфоном только в освещенном месте или при дневном свете.
Меньше смотрите в маленький экран, измените мелкий шрифт на более крупный – будет меньше напряжения на глаза. Смартфон должен находиться от лица на расстоянии не менее 50-ти сантиметров.
Кстати, планшеты и смартфоны приносят больше вреда, чем компьютеры, из-за маленьких экранов. Приходится близко смотреть, чтобы увидеть шрифт, а это плохо отражается на глазах.
Конечно, если соблюдать и применять все меры предосторожности, то можно сохранить свои глаза на долгие годы и не испортить. Помните, потом будет некого винить, что вы или ваш ребенок стали плохо видеть, придется долго восстанавливаться.Лучше перестраховаться сразу, и вопроса, как сохранить зрение, возникать не будет.
Влияние компьютера и телевизора на здоровье глаз
Современный человек перегружен воздействием различных устройств.
Мы работаем за компьютером, ищем информацию и общаемся посредством телефонов, видеокоммуникаторов, играем на приставках и прочих устройствах, перед сном смотрим телевизор, утром пролистываем новости на планшете. Неважно, трудится человек или отдыхает, его глаза все время находятся в напряжении. Подобные нагрузки губительны для зрения. Это нужно учитывать. Желательно снизить частоту, интенсивность таких нагрузок. Для сохранения зрения важно соблюдать простые правила взаимодействия с компьютером, телевизором, книгой:
- Время непрерывного «общения» с телевизором или компьютером не может быть дольше одного часа. Необходимо сделать короткий перерыв. Лучше отказаться от дальнейшей нагрузки, если сидение за монитором не связано с работой.
- Расстояние от глаз до экрана размером 32–46 дюймов по диагонали должно быть не менее 3–3,3 м. Расстояние от монитора до глаз может быть не менее 40–70 см. Расстояние от книги до глаз не должно быть меньше, чем 30–40 см. Читать нужно при правильном освещении – в комнате должен быть включён верхний свет.
- Ощутив усталость, сухость, болезненность глаз во время работы за компьютером требуется обязательно отдохнуть. В случае утомления органа зрения необходимо снять напряжение при помощи специальной гимнастики.
Как улучшить остроту зрения
Что нужно делать, чтобы сохранить зрение молодым людям и детям, которые в буквальном смысле не расстаются со смартфонами ни на минуту? Наверное, вы заметили, на улице, в общественном транспорте, даже дома, все молодые и не очень молодые люди не выпускают из рук смартфоны. Это просто какая-то зависимость, от этого страдают глаза!
Острота, фокус глаз и так далее портятся из-за постоянного напряжения, которое ведет к переутомлению глаз. Большинство молодых людей и детей имеют смартфоны, часто в неудобной позе смотрят на маленький экран. В наш современный век появилось много маленьких детей в очках.
Дети с первого класса уже жалуются, что плохо видят, а причина – это большая нагрузка на органы зрительной системы. Дети много часов проводят в интернете, играют в различные игры на планшетах, смартфонах. Но ребенок должен не только чему-то учиться возле гаджетов, он должен больше проводить времени на прогулках, играть с друзьями во дворе в подвижные игры.
И не все родители заботятся и контролируют своих детей, ведь у детей еще не до конца сформировалось зрительная система. А излучение от техники отрицательно влияет на глаза ребенка. Чтобы сохранить ребенку здоровые глаза, родители должны правильно распределить время игр на планшетах и смартфонах.
По сравнению с 1997 годом у населения снизилось зрение на 35%, даже появилось такое название, как «экранная близорукость».
Не думаю что, что-нибудь изменится в лучшую сторону, и люди не будут пользоваться такими телефонами. Надо обязательно менять плохие привычки и давать глазам отдыхать. Нельзя долго смотреть в одну точку такого маленького экрана, появляется сухость глаза, что ведет к близорукости.
Гимнастика для глаз
Существует гимнастика для глаз для улучшения зрения. Выполняйте простые движения глазами: смотрите то влево, то вправо, затем вверх и вниз, часто моргайте минуты 2 подряд. Затем откройте глаза, закройте на 3 секунды, так проделывать не меньше пяти раз.
Слегка надавите подушечками пальцев на верхние веки на 2 секунды, и так несколько раз. Зажмурьте глаза и передвигайте глазными яблоками вниз и вверх, и так раз 10.
Восстанавливают остроту зрительной системы очки-тренажеры, их надо носить по 10-15 минут несколько раз в день. Они распределяют нагрузку на глаза равномерно и заставляют сокращаться диаметр зрачка.
Чтобы компьютер не нанес вред нашим глазам, надо отводить взгляд от него каждые двадцать минут в другую сторону минимум на 5 секунд. Монитор у компьютера должен расположен на уровне глаз, так не будете напрягать их. Сидеть у компьютера надо так, чтобы свет был слева, а напротив света или спиной к свету сидеть не нужно. Это совсем простые советы, как беречь зрение.
Компрессы и капли для глаз
Поможет не только гимнастика для глаз для улучшения зрения, но и народные средства. В домашних условиях можно проводить простое, но эффективное лечение такими способами.
Очень хорошо помогает закапывание глазными каплями «Тауфон», они улучшают остроту зрительной системы.
Чтобы лучше видеть, надо делать компрессы из алоэ-вера. Делается это так: берем одну столовую ложку меда и столовую ложку водички, добавим две столовые ложки сока алоэ, перемешиваем. Затем смочить кусок марли и приложить на закрытые веки, через 30 минут смыть.
Улучшают ситуацию компрессы из зеленого чая. Завариваем в стакане крутого кипятка одну ложку зеленого чая, в остывшем заваренном чае замачиваем ватные диски и прикладываем на веки минут на 20.
Готовим капли для глаз из засахаренного меда: маленькую горошинку меда смешаем со столовой ложкой крепко заваренного чая. Затем по 5-6 капель в каждый глаз капаем, капли снимают воспаление.
Настойка для здоровья глаз: по 2 ст. л. корня аира, цветков календулы заливаем 0,5 литра водки, выдерживаем 12 дней в темноте. Хватает на 2 месяца лечения, принимать по чайной ложке 3 раза в сутки перед приемом пищи. При желании можно повторить через месяц.
Подготавливаем два кусочка марли, сложенные в несколько слоев. Наливаем в одну посудину горячей воды, а в другую холодной и начинаем лечение. Сначала намочим марлечку в горячей воде, выкладываем на прикрытые веки, держим 2 минутки.
Затем смочить марлю в холодной водичке, кладем на закрытые веки, также держим две минуты. Повторяем несколько раз, пока горячая вода не остынет, такими контрастными компрессами можем активизировать динамику в сетчатке глаза.
Полезные для зрения продукты
Для поддержки наших глазок диетологи рекомендуют потреблять в пищу витамины для глаз. Как нам известно, организм имеет свойство сам восстанавливать и поддерживать работу всех органов. Вот почему нам нужно правильное питание для хорошего зрения, из которого мы будем получать нужные витамины для глаз.
На вопрос, как лечить зрение в домашних условиях, есть прекрасный ответ: ешьте побольше ягод черники и брусники. Они оказывают положительное влияние влияние на остроту зрения, обладают антиоксидантным свойствами и повышают четкость видения. Хватает съесть в день 1-2 ложки ягод, и у вас будет суточная норма витаминов для зрительной системы.
Витамины для глаз есть в белокочанной, красной и цветной капусте, а также вещество холин. В брокколи, шпинате, тыкве есть лютеин, зеаксантин и каротин полезные для глаз. Еще диетологи предлагают есть рыбу не менее 2 раз в неделю. В ней большое содержание полиненасыщенных жиров и жирных кислот, которые необходимы, чтобы хорошо видеть.
Отлично помогает для хорошего зрения чай из шиповника, настой из петрушки. Настой делать так: одну столовую ложку петрушки залить кипятком, настоять и пить охлажденным. Для поддержания зрительной системы хорошо употреблять фрукты зеленого и оранжевого цвета, такие как апельсин, грейпфрут, виноград, яблоки.
Основы организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям
Описание
Охрана здоровья советского народа, включающая в себя все аспекты профилактики, лечения и диспансеризации, является постоянной заботой Коммунистической партии и Советского правительства. С первых дней существования Советского государства охрана здоровья постоянно остается одной из первостепенных задач. Важной стороной охраны здоровья детей является охрана их зрения. Это обусловлено ведущей ролью зрительного анализатора в адаптации ребенка к внешней среде, в создании благоприятных условий для всестороннего гармонического развития. Неопровержимо доказано, что при полноценном функционировании зрительного анализатора обеспечивается оптимальный жизненный комфорт и сравнительно меньше общая заболеваемость детей.
Структура организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям в нашей стране складывалась постепенно, но динамично. Начало развитию офтальмологической помощи детям было положено отделами охраны зрения детей и детскими хирургическими отделениями научно-исследовательских институтов глазных болезней в Москве и Одессе, а также некоторыми кафедрами глазных болезней медицинских институтов Ленинграда, Днепропетровска, Минска, Харькова и др.
Однако даже на протяжении послевоенных лет детская офтальмология развивалась в лоне «взрослой» офтальмологии. Лишь в 1968 г. эта служба получила юридический статус: Министерство здравоохранения СССР ввело в штатное расписание должность «детский офтальмолог».
С каждым годом в нашей стране растет сеть детских глазных учреждений, созданы клинические базы для специализации и усовершенствования врачей по детской офтальмологии.
Целенаправленность и регламентирование подготовки будущих педиатров в области охраны зрения и первой врачебной помощи детям с глазной патологией, а также детских офтальмологов из числа педиатров по существу начата с 1963 г. на первой в СССР кафедре глазных болезней педиатрического факультета II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова (II МОЛГМИ). Здесь впервые были разработаны профилированные учебные программы, методические руководства, учебник, а также другие учебные и наглядные пособия для студентов, стажеров (специализация и усовершенствование) и клинических ординаторов, а также для аспирантов и преподавателей — слушателей циклов повышения педагогического мастерства.
В целях организационно-методического руководства и оперативного контроля за деятельностью детской офтальмологической службы во всех республиках, краях, областях, городах и при центральных районных больницах органами здравоохранения (министерства, управления, отделы) утверждаются (из числа наиболее опытных детских глазных врачей) нештатные главные (старшие) детские офтальмологи. В Министерстве здравоохранения СССР эту работу координирует также нештатный главный детский офтальмолог.
Офтальмологическую помощь детям оказывают не только в специализированных детских учреждениях, но и в глазных учреждениях для взрослых. В настоящее время нет детской городской поликлиники, где не был бы открыт глазной кабинет. Глазные детские отделения функционируют в составе множества многопрофильных детских больниц, а также в больницах для взрослых, в специализированных глазных больницах.
Для лечения детей преимущественно школьного возраста со сниженным зрением и косоглазием созданы районные, межрайонные и городские кабинеты охраны зрения, в которых специально подготовленные врачи-офтальмологи и медицинские сестры проводят плеоптическое и ортоптическое лечение. Не имеет себе равных в мире система лечения детей с функционально обратимыми расстройствами зрения в специализированных детских яслях-садах, школах-интернатах, пионерских лагерях и санаториях. В Москве и Ленинграде созданы специализированные детские глазные консультативные поликлиники (схема 1).
Открываются такие поликлиники, а также офтальмологические диспансеры и центры микрохирургии в других крупных городах страны.
В результате планомерной подготовки кадров, создания и развития детской офтальмологической сети и оснащения ее современной медицинской техникой и медикаментами, проведения широких профилактических общемедицинских мероприятий за последнее десятилетие резко снизилась заболеваемость инфекционными болезнями глаз. Почти не наблюдаются случаи поражения глаз при кори, дифтерии, венерических болезнях. Практически полностью ликвидирована заболеваемость детей трахомой. Сравнительно редкими стали заболевания глаз туберкулезной и токсоплазмозной этиологии. Ранние профилактические осмотры детей позволяют своевременно диагностировать и эффективно лечить врожденную глаукому, катаракту. В связи с этим значительно снизился процент случаев слепоты при этих врожденных заболеваниях.
Диагностика ретинобластомы и других злокачественных новообразований органа зрения в ранней стадии позволила снизить смертность, а во многих случаях и сохранить у детей зрение. Проводятся широкие санитарно-гигиенические и лечебные мероприятия по борьбе с прогрессирующей близорукостью. Раннее (к году жизни) объективное определение рефракции и назначение необходимой очковой коррекции способствуют ежегодному снижению частоты возникновения у детей амблиопии и косоглазия.
Структура и уровень детской глазной заболеваемости и травматизма в нашей стране благоприятнее, чем в других высокоразвитых странах мира.
В настоящее время, судя по данным ежегодной диспансеризации по ежедневной обращаемости детей в глазные кабинеты детских поликлиник, заболевания глаз в общей структуре болезней у детей составляют 15%. Основными заболеваниями органа зрения у детей являются воспалительные процессы конъюнктивы век и слезного аппарата (до 50%), далее идут аномалии рефракции со снижением зрения (до 20%), косоглазие (до 3%), примерно 10% детей обращаются по поводу заболеваний роговицы, хрусталика, сосудистой оболочки и сетчатки.
Около 10% составляют повреждения глаз, среди причин слабовидения и слепоты у детей раннего и дошкольного возраста в последние десятилетия ведущее место занимают врожденные заболевания и повреждения глаз. В то же время резко снизился удельный вес воспалительных процессов как причин слабовидения и слепоты. У детей школьного возраста основными причинами инвалидизации являются прогрессирующая близорукость, повреждения глаз и последствия проявлений общей патологии.
В СССР создана широкая сеть школ и школ-интернатов для слабовидящих и отдельно для слепых детей. В школы для детей с нарушениями зрения принимают больных с остротой центрального зрения на лучше видящем глазу в пределах от 0 до 0,4.
Офтальмологические показания к направлению в школы для детей с нарушениями зрения устанавливают строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций — остроты центрального зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами, поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучше видящем глазу. Принимаются во внимание все данные, полученные при осуществлении различных офтальмологических исследований.
В школу для слепых принимают детей:
- с остротой центрального зрения на лучше видящем глазу 0,04 и ниже с переносимой коррекцией;
- с остротой центрального зрения на лучше видящем глазу 0,05—0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерацией сетчатки, других ретинитах, хориоретинитах, дегенерации желтого пятна, злокачественно прогрессирующей близорукости, гидрофтальме и других видах глаукомы, а также при заболеваниях, характеризующихся частыми приступами, прогрессирующим падением зрения;
- с концентрическим сужением поля зрения до 35° или с центральной скотомой.
В школу для слабовидящих принимаются дети:
- с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,4 с переносимой коррекцией на лучше видящем глазу;
- с остротой центрального зрения лучше видящего глаза выше 0,05 с переносимой коррекцией при катаракте, афакии, дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, высокой близорукости и близоруком астигматизме, характеризующихся стационарным состоянием;
- с более высокой острогой центрального зрения в случае часто рецидивирующих кератитов, увеитов при близорукости свыше 10,0 дптр и дальнозоркости свыше 8,0 дптр, при астигматизме свыше 5 дптр с наличием астенопических явлений, развивающихся при работе на близком расстоянии.
Не подлежат направлению в школы для детей с нарушениями зрения:
- глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбецильности, идиотии);
- дети-психопаты с глубокими отклонениями в поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, не позволяющими им самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
- слепоглухонемые дети (их обучают в специальном интернате Министерства социального обеспечения РСФСР).
Наряду с этим мероприятия по охране зрения детей необходимо осуществлять еще до рождения ребенка в женских консультациях. Уже в этот период следует формировать так называемые группы профилактики (риска) по глазной патологии.
Особое внимание необходимо уделить детям с отягощенной наследственностью, родители и близкие родные, которых страдали такими болезнями глаз, как глаукома, катаракта, атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки, косоглазие, высокая близорукость, астигматизм и высокая дальнозоркость, а также перенесшим патологию в родах. В совместной работе всех специалистов, участвующих в проведении мероприятий по охране зрения детей, основная роль должна принадлежать детскому офтальмологу. Детские офтальмологи должны по первому сигналу из родильного дома или с педиатрического участка (но не позднее чем через 4 мес со дня рождения ребенка) проводить обследование органа зрения у новорожденных с отягощенной наследственностью по глаукоме, катаракте, ретинобластоме, дистрофии сетчатки и атрофии зрительного нерва, а также у недоношенных и детей, родившихся от матерей с патологией беременности и в осложненных родах.
Детские офтальмологи должны обеспечивать полное обследование органа зрения у каждого ребенка к 4 мес жизни, направлять на срочное стационарное лечение детей с ретинобластомой и врожденной глаукомой, брать на учет детей с врожденной катарактой (мцдриаз, засвет), птозом (поднятие век лейкопластырем) и проводить соответствующие лечебные мероприятия до направления их на хирургическое лечение, выявлять другую врожденную патологию глаз и при наличии показаний направлять детей в стационар.
В повседневной работе детским офтальмологам следует особое внимание обращать на выявление косоглазия, грубых аномалий развития глаза, высоких аметропий, нистагма. При наличии показаний проводить оптическую коррекцию и необходимое лечение. Они должны формировать диспансерную динамическую группу профилактики (косоглазие, амблиопия, близорукость и др.), осуществлять исследование органа зрения у всех детей к году, но не позднее чем в возрасте 1,5 лет. При этом необходимо исследовать зрительную фиксацию, зрачковые рефлексы, определять положение и подвижность глаз, состояние сред, глазного дна и ориентированного характера клинической рефракции (табл. 2).
Всегда следует помнить о необходимости осуществлять полное офтальмологическое исследование у детей в возрасте 3 лет, при этом нужно исследовать остроту зрения и клиническую рефракцию в условиях медикаментозного мидриаза (скополамин, гомотропин и др.); выявлять близорукость любой величины, дальнозоркость выше 3,0 дптр, астигматизм выше 1,0 дптр, анизометропию выше 2 дптр, назначать необходимую оптическую коррекцию; составлять списки детей, лечение и воспитание которых необходимо проводить в группах специализированных детских садов, профилированных группах общих детских садов, и передавать эти списки в РОНО для организации этих учреждений.
Данные о зрении и рефракции вносят в карту развития ребенка. Следует проводить и заканчивать лечение врожденной патологии и патологии развития глаз (врожденная катаракта, врожденные кисты, аномалии положения век, косоглазие и амблиопия, заболевания слезных путей) преимущественно до школы.
Обязательно нужно проводить углубленное исследование органа зрения к 5 -7 годам (перед поступлением в школу), обращая особое внимание на остроту зрения вдаль и вблизь, устанавливать причины ее снижения. Выявлять группу детей с близорукостью или повышенным риском ее возникповения (дети, родители которых страдают близорукостью, ослабленные или больные, дети с резко сниженной аккомодацией, астигматизмом, ложной близорукостью) и осуществлять по отношению к ним медико-педагогические мероприятия при участии педиатров и учителей.
Важно проводить активную массовую профилактику близорукости в общеобразовательных и профессиональных школах своего района, осуществляя контроль за состоянием освещенности школьных помещений (не менее 400 лк) и правильной организацией учебных занятий, особенно в вечерние смены и в классах продленного дня; участвуя в организации внешкольной работы и мероприятий по повышению физической активности учащихся (игры на открытом воздухе); организуя проведение специальных упражнений для глаз во время уроков, а также осуществляя активную специфическую профилактику близорукости в группах профилактики глазной патологии (включать в эту группу также детей с уже развившейся близорукостью).
Кроме того, детский офтальмолог должен проводить с группой профилактики специальные тренировки аккомодации и занятия лечебной гимнастики; обеспечивать ежегодное офтальмологическое исследование и в случае необходимости лечение всех школьников группы профилактики.
В процессе работы необходимо составлять списки детей с нарушениями зрения и совместно с дирекцией школ, школьными врачами, участковыми и районными педиатрами, профсоюзными организациями добиваться создания специализированных или профилированных общих пионерских лагерей (отрядов) городского и выездного типа для оздоровления детей группы профилактики в летний каникулярный период; анализировать результаты оздоровления детей и докладывать о них в школе, здравотделах, профкомах, а также сообщать о них родителям и самим детям.
Следует проводить после 3-го и 8-го класса углубленный осмотр органа зрения и осуществлять необходимую оптическую коррекцию выявленных аметропий; при углубленном обследовании 15-летних школьников обращать особое внимание на профессиональную ориентацию лиц с дефектами зрения, а также на подготовку юношей к службе в Вооруженных Силах.
С тем чтобы все понимали роль и значение совместной работы по охране зрения детей, а также знали свои обязанности, детские офтальмологи должны проводить систематические в согласованные сроки семинары, лекции, беседы с акушерами и микропедиатрами, со школьными врачами, с участковыми и районными педиатрами, работниками санитарно-эпидемиологической службы, а также органов и учреждений народного образования (дошкольные учреждения и школы) по вопросам охраны зрения и первой офтальмологической помощи детям.
Одновременно с этим желательно проводить соответствующие беседы в высших учебных заведениях, трудовых коллективах среди молодежи, ДЭС (ЖЭК), в культурно-просветительных учреждениях (кинотеатры, театры, клубы, Дома санитарного просвещения и др.), а также в школах, выступать по радио и телевидению, в периодической печати, готовить совместно с домами санитарного просвещения памятки населению (родителям) по вопросам охраны зрения и диспансеризации детей.
ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилактического процесса: первичную профилактику и вторичную.
Первичная профилактика включает в основном предупредительные меры общемедицинского и санитарно-гигиенического характера. В осуществлении ее главную роль играет офтальмолог.
Первичная антенатальная профилактика заключается в создании оптимальных условий для развития плода, в устранении или уменьшении влияния неблагоприятных факторов внешней среды на организм беременной женщины, на формирование плода и органа зрения. Такая профилактика особенно важна для предупреждения врожденных заболеваний глаз. Она имеет большое значение и для постнатального развития органа зрения, поскольку основы его закладываются в период внутриутробного онтогенеза.
Первичная постнатальная профилактика заключается в предупреждении расстройства зрения и заболевания глаз после рождения ребенка в течение всего периода детства. Она включает меры по охране здоровья детей, предотвращению у них развития инфекционных й системных заболеваний, созданию оптимальных гигиенических условий для зрительной работы и предупреждению повреждений органа зрения у детей.
Вторичная профилактика. Это система мер по охране зрения у детей при уже возникшем заболевании глаз. Успешное решение этой задачи во многом зависит от раннего выявления, правильного распознавания и активного профилактического лечения таких заболеваний. Термин «профилактическое лечение» подчеркивает его целенаправленность — максимально возможное предупреждение рецидивов, прогрессирования заболевания, его губительных для зрения осложнений и исхода. Необходимый комплекс: лечебно-профилактических мероприятий при том или ином заболевании глаз вырабатывают на основе результатов анализа его этиологии, патогенеза и клиники.
Приводим примерную схему организации профилактических осмотров (схема 2).
Основным принципом ежегодной диспансеризации можно считать формирование групп глазной профилактики, которые ранее — было принято называть группами риска. Формированию этих групп многоступенчато, его осуществляют еще до рождения ребенка различные специалисты.
Существенным подспорьем в проведении первого этапа ежегодной диспансеризации, которую осуществляет педиатр, является памятка педиатру «Обязательный объем навыков по исследованию» состояния глаз».
ПАМЯТКА ПЕДИАТРУ! 1. Исследование остроты зрения вдаль и вблизь:
- после года жизни по детской таблице с 5 м до 12-й строки включительно проверяют поочередно каждый глаз, парный прикрывают ладонью; у новорожденных — по прямой реакции зрачка на свет; с 2 нед — по реакции слежения за источником света; с 17г мес — по фиксации и слежению за» игрушками разной величины и с разных расстояний;
- ориентировочно: с расстояния 5 м по счету пальцев, чтению заголовков книг, газет, распознаванию знакомых игрушек различной величипы;
- определение различной величины букв, цифр, игрушек, циферблата часов и др. на расстоянии, наиболее близком к глазу;
2. Цветовое зрение: узнавание всех цветов, показываемых на картинках, платье, галстуке, носовом платке и др. — норма; ошибки в различении красного, зеленого и др. — патология.
3.
Состояние век:
- веки подвижны, глазная щель правильной формы — норма;
- опущение верхнего века, заворот или выворот век, колобома века воспаления, сосудистые разрастания — гемангиомы, опухолевидные образования — патология.
4. Состояние слезных путей: слезные точки повернуты к глазному яблоку — норма; вывернуты с явлениями слезотечения и слезостояния — патология.
5.
Положение и подвижность глазных яблок: подвижность глаз свободная — норма; отклонение глаза — косоглазие; различные виды подергивания глаз — нистагм; ограничение подвижности — патология.
6.
Состояние слизистой оболочки век и глаза: слизистая бледно-розовая, гладкая — норма; гиперемия с различным отделяемым, опухолевидные образования — патология.
7.
Состояние роговицы: роговица прозрачная и блестящая — норма; частично или диффузно мутная; размер роговицы по горизонтали — 10—11 мм (2 клетки тетради) — норма; размер роговицы меньше 9 и больше 12 мм — патология.
8.
Состояние радужки: четкий рисунок и цвет—-норма; рисунок смазан, гиперемия, атрофия, сосудистые разрастания, колобома — патология.
9.
Состояние зрачка: зрачок круглый с живой прямой реакцией на свет, область зрачка черная — норма; форма неправильная, замедление или отсутствие реакции на свет, область зрачка серая или белая — патология.
10.
На всех детей с выявленной глазной патологией составляются именные списки (Ф. и. о., возраст, предполагаемый диагноз), которые передают детскому офтальмологу для последующего активного вызова и обследования.
Эта памятка должна быть у каждого педиатра. Она включает в себя те общедоступные, но очень важные данные, без которых невозможно оценить состояния глаз и зрения ребенка и сформировать группы глазной профилактики для дальнейшей систематической целенаправленной оздоровительной работы.
Что такое кабинет охраны зрения детей?
Кабинет охраны зрения детей — это часть медицинского учреждения. Она призвана диагностировать и лечить детей и консультировать тех родителей, чьи дети страдают от нарушений зрения.
В кабинете охраны зрения проводят ряд профессиональных процедур, направленных, в конечном итоге, на защиту и восстановления зрения вашего ребёнка. Например:
- осматривают зрительный аппарат ребёнка с самого рождения, в целях профилактики различных заболеваний зрительной системы;
- проводят диагностику;
- подбирают детские очки для зрения;
- наблюдают за детьми с уже развившимися отклонениями в зрительной системе и при необходимости направляют в стационар;
- лечат детей, страдающих рядом заболеваний зрительного аппарата.
Сохранить зрение ребенка: какие бывают патологии глаз?
Существует много видов патологий глазного яблока у детей, чтобы начать лечение, и сохранить зрение ребенка, вначале врач должен поставить диагноз. Амблиопия поражает около 3% детей. Ребенок с таким заболеванием не способен сопоставить два изображения, у него нет бинокулярного зрения.
Заболевания глаз у детей
Без такой способности невозможно оценить глубину, чтобы быть точнее – ребенок не способен увидеть, какая игрушка находится за какой. Потому он старается закрыть один глаз, чтобы картинка наладилась. Для лечения такого состояния применяют очки. На одну линзу клеят пластырь. Причем закрывают тот глаз, который видит сильнее. Еще патологию лечат с помощью операции в сложных случаях.
Заболевание в обязательном порядке надо контролировать, чтобы потом пациент не потерял зрение. Нельзя упускать время. Уже после одиннадцати лет заболевание лечить сложно, а в некоторых случаях просто невозможно. Заметить амблиопию можно зрительно: у пациента нарушена зрительная картинка, глаз может отклонен в другую сторону. А для удобства малыш может его закрывать, чтобы, например, посмотреть книгу, телевизор и т.д.
Миопия или близорукость
– такое у малышей тоже встречается не часто, заболевание поражает школьников. Дети плохо различают предметы, которые находятся далеко. Недуг лечат специально подобранными очками, линзами, в экстренных случаях используют рефлекционную хирургию. Если у ребенка близорукость, то он будет жаловаться на мигрени, глаза будут утомляться, когда он будет всматриваться на отдаленные предметы.
Гиперметропия или дальнозоркость – несколько противоположна миопии. Ребенок хорошо видит все, что находится вдали, а вблизи картинка не четкая. Если степень дальнозоркости невелика, то очки не прописывают, когда же сильная степень, то врач-офтальмолог может назначить ношение очков. Признаками дальнозоркости можно назвать такие характеристики: утомляемость ребенка, когда он читает, пишет, рисует, головная боль, воспаления зрительного органа.
Дальнозоркость у детей
Астигматизм часто встречается у детей, основной источник заболевания не правильно построенная форма роговицы. Из-за этого бывает близорукость, дальнозоркость. Опять-таки для его лечения применяют очки либо контактные линзы. Иногда для исправления зрения используют рефракционную хирургию. Эта патология у детей вызывает мигрень, утомляемость глаз, особенно в период обучения в школе.
Способ 1: включите в рацион полезные продукты
В любой памятке о том, как сохранить зрение, вы найдете упоминание о правильном питании. Витамин C улучшает кровообращение в сетчатке, витамин A помогает лучше видеть в темноте, а витамины группы B снимают с глаз усталость.
Но самый важный компонент для зрения – лютеин. Он защищает глаза от воздействия свободных радикалов и УФ-излучения, увеличивает четкость. Лютеином богаты следующие продукты:
- куриные желтки;
- зелень, шпинат и петрушка;
- белокочанная капуста;
- кабачки;
- тыква;
- брокколи;
- черника.
Для сохранения хорошего зрения стоит сократить в рационе количество сахара и алкоголя. Они нарушают обмен веществ в сетчатке.
Мнение эксперта: «Сетчатка глаза любит витамины A, C, E, B1, B6, B12. Полезных компонентов много в чернике, моркови. Но чтобы витамин A хорошо усвоился, морковку нужно обязательно есть с маслом или сметаной» – врач-офтальмолог Юрий Баринов.
Способ 5: регулярно посещайте окулиста
Любую проблему со зрением проще вылечить в начальной стадии. Поэтому здоровые люди должны посещать окулиста хотя бы 1 раз в год. А если глаза видят плохо – раз в 3–6 месяцев.
Мнение эксперта: «То, что очки портят зрение – это миф. Если врач прописал очки, то их ношения не избежать» – врач-офтальмолог Марина Кравченко.
В проблемах со зрением виноваты не столько компьютеры и гаджеты, сколько халатность. Ведь нетрудно давать глазам отдохнуть пару минут в день, следить за питанием и вовремя посещать врачей. Следуйте простым рекомендациям, и вы сможете сохранить острое зрение до глубокой старости.